ОАО Северэлектро

ОАО "Бишкектеплосеть"

Электрические Станции

Почему водители, курящие в общественном транспорте, остаются безнаказанными?

Курение является одной из главных проблем общества. Если в школах, больницах или музеях работники не позволяют открыто демонстрировать приверженность этому злу, то в общественном транспорте ситуация удручающая. В городских маршрутных такси и автобусах Кыргызстана пассажиры вынуждены терпеть не только давку, но и вредные привычки водителя.
В 2006 году в республике приняли закон о защите здоровья граждан от вредного воздействия табака, согласно которому курение запрещено в любом помещении, где оказываются услуги населению. Во Всемирный день без табака, отмечаемый сегодня, 31 мая, ИА «24.kg» решило узнать у респондентов, почему водители, курящие в общественном транспорте, остаются безнаказанными.
Акылбек, водитель маршрутного такси:
- Нас со всех сторон «долбят» - транспортники, инспекторы ГУБДД, налоговая служба, пассажиры. У меня 25 лет водительского стажа, 18 из них проработал на пассажирской автобазе. Я рад бросить курить, но не получается, потому что курю с 17 лет. Вне работы мне хватает одной пачки сигарет на 2-3 дня, а за рулем и двух пачек в день мало. Для водителей не создают условий работы, как раньше, когда составлялись графики, были нормированный рабочий день и постоянный заработок. Сейчас денег не хватает. Только в течение дня около 300-400 сомов отдаю за нарушения, стоянку на автовокзале, посадчику. Поэтому нервничаю и курю больше.
Светлана Байтикова, пресс-секретарь Министерства здравоохранения КР:
- Водители просто не уважают пассажиров, считают себя в автомашине богами, что хотят, то и творят. Конечно, сказываются постоянные стрессы на дорогах, а курение, по мнению большинства, снижает напряженность. Принятый закон не работает. Поэтому нарушителей необходимо штрафовать и информировать о вреде курения, которое приводит к развитию раковых заболеваний не только у активных курильщиков, но и у пассивных потребителей никотина.
Исмаил Исаков, депутат Жогорку Кенеша:
- Сегодня не только водители общественного транспорта, но и все кыргызтанское общество больно. Законы не выполняются, потому что у людей нет уважения к окружающим. Сами пассажиры зачастую не требуют соблюдения правил. Безнаказанность порождает преступление. Мы должны проводить агитацию в школах и университетах о вреде никотина, а на личном примере должностных лиц, министров и руководителей - бороться с вредными привычками.
Гульзада Медералиева, представитель Коалиции «За демократию и гражданское общество»:
- Мы страдаем от незнания законов. Пассажиры не отстаивают права, а водители этим пользуются. Конечно, многие из них знают о существовании закона. Только соблюдают его не все. А ведь в маршрутках ездят дети, которые воочию наблюдают примеры безнаказанности.
Турсунбек Акун, омбудсмен КР:
- Это зависит от самого водителя, от его культуры. Контролирующие органы, такие, как ГУБДД, мэрия города Бишкека, должны проводить собрания и разъяснять водителям существующие законы, а рейды помогут выявить нарушителей.
Карыпбек Солтонбеков, директор Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия:
- У вас есть факты? Мы постоянно проводим проверку водителей автобусов и, если выявляем нарушения, строго наказываем виновных вплоть до увольнения. Каждое утро водители проходят медицинский осмотр. Мы следим и за их внешним видом, потому что водитель автобуса - лицо города. Жалобы от пассажиров поступают, но не часто.
Ирина Недоступ, жительница Бишкека:
- В Кыргызстане не продумана система наказания, поэтому столько нарушений по одному закону. Люди не считаются с мнением других. Надо жаловаться во все инстанции, вытаскивать проблему на поверхность. У меня, например, сигаретный дым вызывает обострение аллергических заболеваний. Но я не уверена, что водители будут оплачивать дорогостоящее лечение, если по их вине пострадают пассажиры.
Михаил, водитель автобуса:
- Если вам не нравится, что я курю, - выйдите. Не надо меня законами пугать. Депутаты придумывают новые законы для отчетности. Чем-то же они должны заниматься?! Никто не сможет мне запретить курить. Я думаю, руководство страны вообще не знает о наших проблемах. Они-то на личном автомобиле с водителем передвигаются по городу. Наверное, даже не знают, сколько стоит проезд в автобусе.
Ибрагим Лебузов, консультант по вопросам химической зависимости:
- Вопрос, конечно, веселый! Курение в автобусе или троллейбусе не является нарушением, потому что кабина закрыта от пассажиров. А водителя маршрутного такси сложно привлечь к ответственности. Он же находится в собственной машине. Инспекторы ГУБДД должны следить за нарушениями. Они штрафуют водителей на 50-100 сомов и деньги оставляют себе. Милиционеры поддерживают коррупцию. Вторая часть этого закона не выполняется. Ни в одном министерстве нет табличек о запрете курения, специальных кабинок для курильщиков. Например, в кафе существуют залы для курящих, и посетители привыкли к этому. Почему бы не установить в общественных местах курилки, чтобы граждане не нарушали закон? В кыргызском законодательстве выполняется только та часть, в которой ответственность лежит на населении. А с государства спросить нечего.
 
Юлия КОСТЕНКО