Информация на статью журналиста Ирины Дудки, Бишкек – ИА «24 kg» от 23.01.2013г.

На комментарии независимого эксперта Ирины Дудки, где говорится, что «мэр сам будет назначать начальников ДПС, УВД, районных налоговых инспекций и пожарной охраны столицы и распоряжаться городской казной. В финансовом отношении свобода у мэра  практически неограниченная. Законопроект дает ему право брать кредиты под госгарантии, что противоречит принципам бюджетного права» мэрия города Бишкек сообщает, что  согласно статьи 26 законопроекта «О статусе столицы» одобренной депутатской фракцией Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Ар-Намыс, четко определены полномочия мэра города Бишкек:
 
Статья 26. Полномочия мэра города Бишкек
 
Часть 1 пункт 2. По согласованию с руководителями  соответствующих государственных органов в установленном законом порядке назначает руководителей, территориальных подразделений государственных органов, указанных в 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона;
Часть 1 пункт 3. По собственной инициативе, а также по представлению руководителей государственных органов освобождает от занимаемых должностей руководителей территориальных подразделений государственных органов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;
Часть 2. В случае несогласия руководителя государственного органа с кандидатурой, предложенной мэром города Бишкек на должность руководителя территориального подразделения государственного органа, указанного в пункте 1 части 1 статьи  настоящего Закона, мэр города Бишкек в течении 10 рабочих дней представляет новую кандидатуру;
             В случае повторного несогласия руководителя государственного органа с кандидатурой, предложенной мэром города Бишкек на должность руководителя территориального подразделения государственного органа, вопрос окончательно решается  Премьер – министром Кыргызской Республики;
Часть 3. В случае направления руководителем государственного органа представления мэру города Бишкек об освобождении  руководителя территориального подразделения государственного органа, указанного в пункте 1 части 1 статьи  5 настоящего Закона, мэр города Бишкек вправе принять решение об освобождении его от занимаемой должности либо не согласиться с предложением руководителя государственного органа.
              В случае повторного направления руководителем государственного органа представления мэру города Бишкек об освобождении руководителя территориального подразделения государственного органа, указанного в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, и несогласия мэра города Бишкек с его представлением, вопрос окончательно решается Премьер – министром.
              Также в пункте 5 статьи 34 настоящего Закона, говорится что:
Мэрия города Бишкек в соответствии  с законодательством Кыргызской Республики  может создавать кредитно-финансовые институты, а также иные фонды, муниципальные учреждения, предприятия и внебюджетные фонды, деятельность которых направлена на обеспечение жизнедеятельности города. Мэрия города Бишкек может являться владельцем паев, акций и иных долей в уставных  капиталах коммерческих организаций и проектах и получать прибыль или ее часть в соответствии  с долей в уставном капитале.
 
Кроме этого, независимый эксперт Ирина Дудка говорит, что «в отношении Бишкекской  казны сложилась непонятная и запутанная ситуация, когда на нее повесили расходы, которые во всех остальных городах финансируется  из республиканского бюджета. Это касается расходов на образование и медицину». В пункте 6 статьи 34 говорится, что:
 
При формировании республиканского бюджета предусматриваются финансирование местного бюджета для развития учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения и экологических программ, имеющих республиканское значение, в том числе связанных с миграцией и занятостью населения Кыргызской Респубики.  
 
В утвержденном бюджете удельный вес расходов на социальную сферу составили 64,9% (образование- 34,6%, здравоохранение- 23,4%, социальная защита- 4,1%, культура и спорт- 2,8%). Расходы на образование и здравоохранение утверждены в сумме 2 172,7 млн.сом и 1 469,5 млн.сом соответственно.
 

Что касается бюджетных слушаний и общественных обсуждений разрабатываемых новых программ, то мэрией города Бишкек совместно с Бишкекским городским кенешем бюджетные слушания проводились 6 июня 2012 года с привлечением СМИ и НПО, общественных объединений «Лига защиты детей», «Центр помощи». А в 2011 году такие же бюджетные слушания были организованы в 4-х районных администрациях и одно слушание общегородского масштаба. Также на этих обсуждениях рассматриваются и проекты новых программ развития.