ОАО Северэлектро

ОАО "Бишкектеплосеть"

Электрические Станции

Столичной мэрией внесен на рассмотрение проект положения “О порядке и условиях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд на территории населенных пунктов Кыргызской Республики»

Мэрией г.Бишкек был внесен на рассмотрение проект «Положение о порядке и условиях изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд на территории населенных пунктов Кыргызской Республики».
 
Одним из вариантов решения насущной проблемы улучшения жилищных условий граждан является изъятие земельных участков с последующим сносом ветхого, не сейсмостойкого жилого фонда в центральной части города, обеспеченной инженерно-транспортной инфраструктурой, и строительством многоэтажного многоквартирного жилья с объектами соцкультбыта в соответствии с утвержденным Генеральным планом и другой градостроительной документацией.
 
Пунктом 11 статьи 20 Земельного кодекса Кыргызской Республики определение порядка изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд отнесено к компетенции Правительства Кыргызской Республики.
 
Введение в действие данного Положения позволит упорядочить нормативную базу в вопросах изъятия земельных участков, сноса ветхого жилья с последующим строительством капитальных объектов в целях реализации генеральных планов населенных пунктов, успешного развития ипотечного жилищного строительства, ускорения процесса привлечения инвестиций и улучшения облика населенных пунктов.
 

В последующем, проект Положения был вынесен на обсуждение круглого стола, который состоялся 17 апреля 2012 года в зале заседаний Бишкекглавархитектуры с участием вице-мэра Дюйшембиева Б.О.,начальника Бишкекглавархитектуры, депутатов Бишкекского городского кенеша, руководителей городских служб и общественных объединений.  

 

 

Проект

ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке изъятия (выкупа) земель
для государственных и муниципальных нужд на территории населенных пунктов Кыргызской Республики
 
 
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и устанавливает порядок и условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
 
 
I. Общие положения
 
1. Земельный участок, находящийся в собственности или землепользовании может быть изъят (выкуплен) для государственных и муниципальных нужд.
2. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд является основанием для прекращения прав на земельный участок.
3. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) обеспечением национальной безопасности;
2) реализацией международных договоров Кыргызской Республики;
3) охраной окружающей среды и объектов историко-культурного наследия;
4) размещением следующих объектов государственного и муниципального значения при отсутствии или экономической нецелесообразности других вариантов возможного размещения этих объектов:
-обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
-в целях реализации утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (генеральных планов городов и населенных пунктов, проектов детальной планировки, проектов застройки отдельных территорий), правил застройки и землепользования;
-инженерной и дорожно- транспортной инфраструктуры;
5) иными случаями, предусмотренными законодательными актами Кыргызской Республики.
4. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд производиться на основании договора между уполномоченным органом и собственником земельного участка или землепользователем.
5. Собственник земельного участка или землепользователь до предстоящего выкупа участка должны быть письменно уведомлены об этом уполномоченным органом.
6. В случае несогласия собственника земельного участка или землепользователя с изъятием (выкупом) и/или его условиями уполномоченный орган вправе обратиться в двухмесячный срок в суд с иском о возмездном изъятии (выкупе) земельного участка с момента получения отказа.
7. Собственник и/или землепользователь земельного участка, подлежащего выкупу для государственных и муниципальных нужд, с момента получения уведомления о принятии решения о выкупе до достижения соглашения о цене и/или условиях выкупа или принятия судом решения о выкупе участка вправе осуществлять принадлежащие ему права на земельный участок и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
При этом собственник или землепользователь несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением или реконструкцией зданий (строений, сооружений) на земельном участке в указанный период.
8. Если собственник земельного участка и/или землепользователь после изъятия части земельного участка не может использовать по прежнему назначению оставшуюся часть, то изымается (выкупается) весь земельный участок.
 
 
II. Формирование комиссии по изъятию (выкупу)
земельных участков
для государственных и муниципальных нужд.
 
9. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд на территории города и населенного пункта осуществляется уполномоченным органом на основании решения комиссии.
10. Для осуществления процесса изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд в соответствии с настоящим Положением создаются комиссии по изъятию (выкупу) земельных участков (далее - комиссия).
В состав комиссии включаются представители депутатского корпуса, уполномоченного органа, руководители местных структурных подразделений государственного органа по делам архитектуры и строительства (далее - местные органы архитектуры и строительства) и государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество (далее - местные органы Госрегистра), представители местных технических служб, некоммерческих организаций и общественности.
11. Состав комиссии утверждается местным кенешем по предложению уполномоченного органа.
В случае изъятия (выкупа) земельного участка и/или сноса здания и сооружения, находящихся в государственной собственности, комиссия формируется по письменному согласию собственника. К работе комиссии привлекается уполномоченное лицо государственного собственника недвижимого имущества.
12. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов, при наличии кворума не менее двух третей от общего числа членов комиссии. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Протокол комиссии утверждается председательствующим.
13. Комиссия осуществляет следующие функции:
- принимает решения о возможности и/или необходимости изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- определяет срок изъятия земельного участка;
- определяет вид компенсации (денежный, предоставление другого жилья, другого земельного участка или другой) за изымаемый объект недвижимости;  
- утверждает цену изымаемого (выкупаемого) земельного участка;
- рассматривает другие вопросы, связанные с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
14. Инициатором вопроса изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд могут быть:
- государственные органы;
- органы местного самоуправления.
15. Решения уполномоченных органов, касающиеся изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 
 
III. Основные условия изъятия (выкупа) земельного участка для
государственных и муниципальных нужд
 
16. Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется при соблюдении следующих условий:
- экономического анализа предстоящего изъятия земельного участка;
- обоснованности  и целесообразности производимого изъятия (выкупа);
- соответствия дальнейшего использования земельного участка требованиям градостроительной документации, утвержденной в установленном законом порядке;
- компенсации в полном объеме собственнику или землепользователю за изымаемый объект недвижимости или права на земельный участок.
 
 
IV. Порядок изъятия (выкупа) земельных участков
для государственных и муниципальных нужд
 
17. Процедура изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусматривает следующий механизм реализации:
- подготовка предложений о возможности и/или целесообразности изъятия (выкупа) земельного участка;
- определение цены за земельный участок или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества;
- принятие решения об изъятии (выкупе) земельного участка или прав на него (права землепользования) для государственных и муниципальных нужд;
- уведомление собственника (землепользователя) о предстоящем изъятии (выкупе) земельного участка;
- оплата собственнику установленной компенсации;
- снос находящегося на земельном участке недвижимого имущества;
- регистрация правоустанавливающих документов.  
18. Процесс изъятия (выкупа) земельных участков для государственных, и муниципальных нужд начинается с поручения уполномоченного органа местным органам архитектуры и строительства и Госрегистра по подготовке информации о данном земельном участке и заключения о возможности или необходимости его изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд.
19. Местный орган архитектуры и строительства дает заключение по выбранному земельному участку, в котором указывается:
- описание земельного участка;
- существующее положение земельного участка и соответствие его использования требованиям градостроительной документации (генерального плана населенного пункта, другой проектно-планировочной документации), Правилам застройки и землепользования, строительным нормам и правилам;
- соответствие предполагаемого использования земельного участка, требованиям генерального плана города (поселка), другой проектно-планировочной документации, Правилам застройки и землепользования, строительным нормам и правилам;
- наличие проектных границ участка и градостроительных регламентов (оценка сформированности участка как объекта недвижимости);
- наличие инженерных коммуникаций или возможность подключения к ним;
- условия сейсмичности участка, наличие опасных инженерно-геологических и техногенных явлений;
- предложения о возможности (невозможности) изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
20. Местный орган архитектуры и строительства подготавливает Схему изымаемого земельного участка, которая содержит следующие сведения:
1) местоположение (адрес) земельного участка;
2) площадь земельного участка;
3) перечень существующих строений;
4) план земельного участка, выполненный на топографической подоснове в масштабе 1:500, на котором нанесены:
- существующие здания, строения, сооружения и инженерно-технические коммуникации, подлежащие сносу или переносу;
- трассы инженерно-технических коммуникаций, проходящих по земельному участку.
21. Местный орган архитектуры и строительства заключение и схему  готовит в течение 12 рабочих дней. На крупные объекты со строительным объемом свыше 15000 куб.м или в сложной градостроительной ситуации, в том числе со сложными условиями инженерного обеспечения, срок подготовки может быть продлен на 7 рабочих дней.
Готовый материал направляется в уполномоченный орган для рассмотрения на комиссии.
22. Местный орган Госрегистра предоставляет информацию по земельному участку, в котором указывается:
- правовой статус рассматриваемого участка (права собственности, бессрочного пользования);
- наличие сервитутов, других обременений;
- имущественные права других лиц;
- наличие межевых знаков или опознаваемых твердых точек, от которых можно установить соответствие фиксированных границ с фактическими границами, путем сопоставления с границами смежных землепользователей и собственников земельных участков;
- наличие зданий и сооружений, прочих построек; их техническое состояние (% износа, год постройки), площади земельного участка и жилых помещений по правоустанавливающим документам и данным последней инвентаризации.
23. Местный орган Госрегистра готовит информацию в течение 10 рабочих дней, которая передается в уполномоченный орган для рассмотрения на комиссии.
24. Комиссия рассматривает представленные материалы на предмет соответствия Генеральному плану населенного пункта, иным нормативным, правовым и распорядительным актам по данному вопросу в течение 7 дней после их получения и принимает решение.
25. В случае несогласия комиссии с представленными материалами последние возвращаются на доработку в местные органы архитектуры и строительства и Госрегистра. Повторное рассмотрение доработанных материалов проводится не позднее чем через 10 рабочих дней.
26. На основании положительного решения Комиссии производится оценка земельного участка.
Рыночная стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об оценочной деятельности, при необходимости - с привлечением независимого оценщика, имеющего лицензию на занятие оценочной деятельностью.
Оценщик в течение двадцати дней осуществляет оценку земельного участка, находящегося на нем недвижимого имущества и определяет выкупную цену этого имущества.
В исключительных случаях срок проведения оценки может быть продлен.
27. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость земельного участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику или землепользователю в связи с изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в результате досрочного прекращения обязательств перед третьими лицами.
В состав убытков, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, может включаться упущенная выгода, т.е. те доходы, которые он должен был получить, но не получил в связи с изъятием земельного участка. К ним относятся в первую очередь арендная плата, плата за передачу земельного участка в пользование собственником земельного участка. К указанным убыткам могут быть отнесены также убытки арендатора либо пользователя, которые им должен возместить собственник земельного участка.
28. По соглашению с собственником или землепользователем ему может быть предоставлен взамен изымаемого земельного участка другой земельный участок с зачетом стоимости земельного участка или прав на него в выкупную цену.
29. В отдельном случае (например, крайне низкой стоимости ветхого жилого помещения, предлагаемого к сносу, отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок) компенсация за сносимое домостроение может быть предоставлена в виде квартиры, по площади не менее сносимого домостроения.
30. В случае положительного решения комиссии и по итогам проведенной оценки уполномоченный орган письменно уведомляет об этом собственника, землепользователя.
31. Наряду с уведомлением собственника земельного участка или землепользователя, уполномоченный орган также направляет уведомление в соответствующий местный орган Госрегистра.
Местный орган Госрегистра вносит информацию в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о принятом решении по изъятию (выкупу) земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
32. В случае согласия собственника, землепользователя с установленной оценщиком ценой компенсации и/или условиями выкупа уполномоченный орган заключает с ним договор выкупа земельного участка. В договоре отражаются плата за земельный участок, выкупаемый для государственных и муниципальных нужд (выкупная цена), находящегося на нем недвижимого имущества, сроки и другие условия выкупа.
33. В случае несогласия собственника с установленной оценщиком ценой или условиями изъятия (выкупа) уполномоченный орган вправе обратиться в двухмесячный срок в судебные органы в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.
34. Снос находящегося на земельном участке недвижимого имущества производится на основании договора выкупа земельного участка после оплаты за земельный участок или на основании вступившего в силу решения суда.
35. О произведенном сносе находящегося на земельном участке недвижимого имущества комиссией составляется акт.
36. На основании договора выкупа земельного участка или решения суда и акта сноса находящегося на земельном участке недвижимого имущества местный орган Госрегистра осуществляет государственную регистрацию прав на земельный участок.
 
 
V. Источники финансирования
 
37. Источниками финансирования за организацию и осуществление изъятия земельного участка, сноса и компенсацию за сносимую недвижимость являются средства из соответствующего местного, республиканского бюджета, а также внебюджетные средства.
 
 
VI. Порядок и условия
использования высвобожденных землеьных участков
 
38. После осуществления всех вышеперечисленных процедур по изъятию земельных участков и сносу существующих на них строений, высвобожденные земельные участки могут быть в соответствии с утвержденной градостроительной документацией использованы для государственных и муниципальных нужд или подлежат реализации на конкурсной основе в пределах цен не ниже, позволяющих возместить затраченные денежные средства. 
 
 
 
 
 
 
Проект
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О внесении изменений
в Жилищный кодекс Киргизской ССР
 
Статья 1.
Внести в Жилищный кодекс Киргизской ССР, введенный в действие Законом Киргизской ССР от 20 мая 1983 года №4757-Х (по состоянию на 1 августа 1995 года), следующие изменения:
Статью 146 изложить в следующей редакции:
 
«Статья 146. Порядок сноса находящихся
в частной собственности граждан жилых домов,
размеры и условия компенсации при изъятии земельных участков
для государственных и муниципальных нужд.
 
Порядок сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов, размеры и условия компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд устанавливаются Правительством Кыргызской Республики».
 
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
 
 
 
 
СПРАВКА – ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики
«О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений
в Жилищный кодекс Киргизской ССР»
 
В последние годы в республике, и особенно в городе Бишкек, резко обострилась обстановка по обеспечению горожан доступным жильем, что служит одной из причин нагнетания социальной напряженности.
В короткий срок решить вопрос строительства доступного социального и муниципального жилья за счет республиканского и местного бюджетов не представляется возможным, ввиду крайне недостаточного финансирования.
Положение усугубляется отсутствием свободных городских земель, обеспеченных инженерно-транспортной инфраструктурой.
Одним из вариантов решения проблемы улучшения жилищных условий городских жителей является снос ветхого, несейсмостойкого жилого фонда в центральной части города, обеспеченного инженерно- транспортной инфраструктурой, с последующим строительством многоэтажного многоквартирного жилья с объектами социально-культурно-бытового назначения в соответствии с утвержденным в установленном порядке генеральным планом города.
Строительство жилых домов и объектов соцкультбыта возможно осуществить за счет бюджетного финансирования, с привлечением инвесторов, а также средств граждан, как на условиях ипотеки, так и по принципу долевого участия.
         В настоящее время имеется практика строительства многоэтажных  жилых домов на земельных участках в центре города со сносом одноэтажных ветхих домов. В частности в городе Бишкек частными инвесторами выкупаются на рыночных условиях земельные участки, находящиеся в частной собственности домовладельцев, производится снос и ведется многоквартирное строительство.
         Однако, данная практика не получила широкого распространения со стороны государственных и муниципальных органов по ряду причин. Одной из них является несовершенная законодательная база.
         Так, в соответствии со статьей 146  действующего Жилищного кодекса Киргизской ССР, принятого в 1983 году (по состоянию на 1995 год), определена компенсация за сносимые дома, находящиеся в личной собственности.
В частности, «В случае сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов в связи с изъятием земельных участков для государственных  или муниципальных  нужд указанным гражданам, членам их семей, а также другим гражданам, постоянно проживающим в этих домах, предоставляются по установленным нормам квартиры в домах государственного или общественного жилищного фонда. Кроме того, собственникам жилых домов по их выбору либо выплачивается стоимость сносимых домов, строений и устройств, либо предоставляется право использовать материал от разборки этих домов, строений и устройств по своему усмотрению. По желанию граждан исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов обеспечивают им (вместо предоставления квартир) возможность внеочередного вступления в члены жилищно-строительных кооперативов и получения в них квартир.
         В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок предоставления квартир, размеры и порядок возмещения стоимости сносимых домов, строений, устройств устанавливаются Советом Министров СССР».
Названный Жилищный кодекс Киргизской ССР не соответствует требованиям времени, не учитывает развитие современной формации, новых социальных, экономических, политических и других отношений. Жилищный кодекс в новой редакции разрабатывается на протяжении ряда лет, однако, срок окончания работы над ним и ввод в действие в настоящее время определить не представляется возможным.
Учитывая наличие разных форм собственности на объекты недвижимого имущества (дома и земельные участки), сложившиеся рыночные отношения, предлагаем статью 146 действующего Жилищного кодекса Киргизской ССР изложить в следующей редакции:
«Статья 146. Порядок сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов, размеры и условия компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
 
Порядок сноса находящихся в личной собственности граждан жилых домов, размеры и условия компенсации при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд устанавливаются Правительством Кыргызской Республики»
 
Вышеперечисленные изменения в действующий Жилищный кодекс Киргизской ССР позволят упорядочить нормативную базу в вопросах изъятия земельных участков и сноса ветхого жилья, определения размеров и условий компенсации при изъятии земельных участков, успешного развития ипотечного жилищного строительства, ускорения процесса привлечения инвестиций.
 
 
 
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О внесении изменений
в Земельный кодекс Кыргызской Республики
  
 
Статья 1.
 
Внести в Земельный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., N 9, ст.440) следующие изменения:
 
1. По всему тексту Кодекса слова «государственные и общественные нужды» и «государственные и муниципальные нужды» в различных падежных формах заменить словами «государственные и муниципальные нужды» в соответствующих падежах.
2. Подпункт 3-2) статьи 1 изложить в следующей редакции:
«3-2) государственные и муниципальные нужды - потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности и реализацией международных договоров Кыргызской Республики, охраной окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, разработкой месторождений полезных ископаемых, размещения и обслуживания объектов:
-обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
- в целях реализации утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (генеральных планов, проектов детальной планировки, проектов застройки отдельных территорий);
-инженерной и дорожно- транспортной инфраструктуры».
3. Пункт 6 статьи 32 и пункт 2 статьи 46  признать утратившими силу.
 
Статья 2.
 
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
 
 
  
СПРАВКА – ОБОСНОВАНИЕ
 
к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О проекте Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений
в Земельный кодекс Кыргызской Республики»
 
            В последние годы в республике, и особенно в городе Бишкек, резко обострилась обстановка по обеспечению горожан доступным жильем, что служит одной из причин нагнетания социальной напряженности.
Решение данной проблемы требует всевозрастающего внимания Правительства Кыргызской Республики, органов местного самоуправления.
В короткий срок решить вопрос строительства доступного социального и муниципального жилья за счет республиканского и местного бюджетов не представляется возможным, ввиду крайне недостаточного финансирования.
Положение усугубляется отсутствием свободных городских земель, обеспеченных инженерно-транспортной инфраструктурой.
Одним из вариантов решения проблемы улучшения жилищных условий городских жителей является снос ветхого, несейсмостойкого жилого фонда в центральной части города, обеспеченного инженерно- транспортной инфраструктурой, с последующим строительством многоэтажного многоквартирного жилья с объектами социально-культурно-бытового назначения в соответствии с утвержденным в установленном порядке генеральным планом города.
         Строительство жилых домов и объектов соцкультбыта возможно осуществить за счет бюджетного финансирования, с привлечением инвесторов, а также средств граждан, как на условиях ипотеки, так и по принципу долевого участия.
         В настоящее время имеется практика строительства многоэтажных  жилых домов на земельных участках в центре города со сносом одноэтажных ветхих домов. В частности в городе Бишкек частными инвесторами выкупаются на рыночных условиях земельные участки, находящиеся в частной собственности домовладельцев, производится снос и ведется многоквартирное строительство.
        Однако, данная практика не получила широкого распространения со стороны государственных и муниципальных органов по ряду причин. Одной из них является несовершенная законодательная база.
В частности, Земельным кодексом Кыргызской Республики, введенным в действие в 1999 году, установлено:
- пунктом 6 статьи 32- «Земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд»;
-пунктом 2 статьи 46 - «Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, собственников жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд.
(В редакции Закона Кыргызской Республики от 9 июля 2003 года №123).
Следует отметить, что к многоквартирным домам относятся и одно-, двухэтажные жилые дома барачного типа, неблагоустроенные, ветхие, не сейсмостойкие здания.
      Две названные статьи Земельного кодекса делают невозможным изъятие земельных участков индивидуального жилого дома, находящегося в частной собственности, и многоквартирного дома, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых и (или) нежилых помещений данного дом, для государственных и муниципальных нужд.
В тоже время пунктом 11 статьи 20 Земельного кодекса определение порядка изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд отнесено к компетенции Правительства Кыргызской Республики, статьей 66 – установлено, что для государственных и муниципальных нужд допускается изъятие земельного участка, статьей 68- определены условия и порядок изъятия земельного участка и компенсации собственнику или землепользователю.
         Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым пункт 6 статьи 32, пункт 2 статьи 46 Земельного кодекса Кыргызской Республики признать утратившими силу.
         Следует отметить, что по тексту Земельного кодекса Кыргызской Республики имеются выражения «государственные и общественные нужды», «государственные и муниципальные нужды», в статье 1 не достаточно четко определено само понятие «нужд». А именно:
«3-2) государственные и общественные нужды - потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и архитектурно-строительной документацией, разработкой месторождений полезных ископаемых, реализацией международных договоров Кыргызской Республики;»
Данный подпункт предлагаем изложить в следующей редакции:
«3-2) государственные и муниципальные нужды - потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности и реализацией международных договоров Кыргызской Республики, охраной окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, разработкой месторождений полезных ископаемых, размещения и обслуживания объектов:
-обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;
 - в целях реализации утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (генеральных планов, проектов детальной планировки, проектов застройки отдельных территорий);
-инженерной, дорожно- транспортной инфраструктуры».
 
Вышеперечисленные изменения в Земельный кодекс Кыргызской Республики позволят упорядочить нормативную базу в вопросах изъятия земельных участков, сноса ветхого жилья с последующим строительством капитальных объектов в целях реализации Генерального плана города, успешного развития ипотечного жилищного строительства, ускорения процесса привлечения инвестиций.